Командная строка в Linux

У Linux есть графический пользовательский интерфейс, который работает почти так же, как графические интерфейсы в других системах: например, в Windows или OSX. Но с ними вы сможете разобраться самостоятельно. В этом руководстве мы уделим внимание командной строке, в который выполняется Bash. 

Если раньше вы не имели дел с командной строкой, она может показаться немного сложной. Но не волнуйтесь: немного практики, и вы поймете, что терминал — на самом деле ваш друг.

Командную строку можно использовать сразу в нескольких окнах, и в этом наше преимущество. Например, можно открыть 3 терминала: первый — для работы, второй — чтобы «поднимать» вспомогательные данные, третий — для просмотра справочных страниц (об этом мы поговорим позже). 

Что это такое

Командная строка (она же консоль или терминал) – это специальная программа, с помощью которой можно управлять компьютером текстовыми командами, вводимыми с клавиатуры.

Обычно командная строка «встречает» пользователя приглашением (в английском — promt) — это короткая фраза, которая означает, что программа готова выполнять команды. Они будут отображаться после приглашения.

Давайте разберем пример. Наш терминал выглядит вот так: 

1. user@bash: ls -l /home/ryan
2. total 3
3. drwxr-xr-x  2 ryan users 4096 Mar 23 13:34 bin
4. drwxr-xr-x 18 ryan users 4096 Feb 17 09:12 Documents
5. drwxr-xr-x  2 ryan users 4096 May 05 17:25 public_html
6. user@bash:
  • В строке 1 содержится приглашение (user@bash). После него мы ввели команду ls. Обычно первое, что вы вводите, — это команда. После нее идут аргументы командной строки -l/home/karpaff. Заметьте, аргументы разделены пробелами. Между командной и первым аргументом тоже должен быть пробел. Первый аргумент командной строки -l иначе называется опцией или параметром. Параметры обычно изменяют поведения команды, они указываются перед другими аргументами и обычно начинаются с прочерка -
  • Строки 2–5 выводятся при выполнении команды. Большинство команд производят вывод, результат записывается сразу после команды. Другие же команды просто выполняют свою задачу и не отображают что-то на экране, только если произошла ошибка.
  • В строке 6 снова содержится приглашение. Оно выводится, когда терминал выполнил предыдущую команду и готов к вводу другой. Если приглашение не отображается, значит, команда все еще выполняется (позже вы узнаете, как с этим бороться).

Примечание. В вашем терминале не будет номеров строк. Здесь они нужны, чтобы было легче ссылаться на разные части.

Как открыть командную строку

Это достаточно просто. В каждой ОС командная строка открывается по-разному, попробуйте поискать в этих местах:

  • На Mac. Терминал можно найти по этому пути: Приложения → Утилиты. Или нажмите Command + Пробел и введите в Spotlight слово «терминал». 
  • На Linux. Терминал можно найти по одному из этих путей: Приложения → Система или Приложения → Утилиты. Еще можете попробовать щелкнуть ПКМ на рабочем столе и выбрать «Открыть в терминале»
  • На Windows. Чтобы открыть терминал, понадобится SSH-клиент. Например, Putty (он бесплатный). 

Оболочка Bash

Внутри терминала есть так называемая оболочка или шелл (от англ. shell). Это часть ОС, которая определяет поведение командной строки и следит за выполнением команд. Существуют разные оболочки, но наиболее распространена так называемая bash, сокращение от Bourne Again Shell. В наших статьях мы будем использовать только Bash. 

Если вы не знаете, какая оболочка у вас, введите echo $ SHELL

Примечание. Команда echo выводит на экран строку текста. 

1. user@bash: echo $ SHELL
2. /bin/bash
3. user@bash:

Если вывод оканчивается на bash, все в порядке.

Горячие клавиши

В Linux много горячих клавиш, которые облегчат вам жизнь. В этой серии статей мы разберем некоторые из них. 

Когда вы вводите команды, они сохраняются в истории. Вы можете просматривать историю с помощью стрелок вверх и вниз. 

  • ↑ (стрелка вверх) или Ctrl + P — переход к предыдущей команде. 
  • ↓ (стрелка вниз) или Ctrl + N — переход к следующей команде. 
codechick

СodeСhick.io - простой и эффективный способ изучения программирования.

2024 ©